Ford-Vairogs V8 Standart являлся копией американского Ford V8-92A образца 1939 года.Производился в 1939-1940 гг. Ford-Vairogs V8 Coupe De Luxe-внешне от Standart отличается фарами Ford-Vairogs Taunus,1939 г.,копия гер- манского Ford Taunus Американский прототип Американский прототип
Американский прототип Американский прототип Американский прототип Американский прототип Ford Vairogs Junior,1939 г.-копия британского Ford 10 Protect 1937 года  для Латвийской армии. Экземпляр из Рижского Мотор-музея F-V Junior

Латвийский FORD

Оставшееся в Риге после революционных передряг оборудование дало возможность возобновить производство во времена Первой Республики. Феникс, принадлежавший германскому капиталу, тогда производил небольшое количество пассажирских, товарных и холодильных вагонов. А в 1936 году, во времена “Великой депрессии”, был ликвидирован и перешел в собственность АО Вайрогс, приобретя имя последнего. По сути это был уже не вагоностроительный завод, а цехи по сборке автомашин из фордовских деталей. Латвийский грузовик “ форд - вайрогс ” 1938 года выпуска остался в истории мирового автомобилестроения. В общей сложности, не считая заказов военного ведомства, в период с 1937 по 1940 год завод смонтировал 332 легковых и более 1000 грузовых автомобилей “форд”, а также изготовил 200 автобусов.Журнал Автопилот о Латвийском форде:
В ГЕРМАНИИ FORD НАЗЫВАЛСЯ RHEINLAND, В ЛАТВИИ - VAIROGS.

Темно-синий седан прошуршал по брусчатке через мост и, свернув направо, остановился у трамвайного кольца. Пожилой путеец, рассчитывая на чаевые, выскочил из своей будки с тряпочкой в руке и деловито направился к автомобилю. Собственно, за те минуты, что занял путь от сборочного цеха на улице Бривибас до самого старого в Риге трамвайного депо, машина не успела бы запылиться. Да и дождь с утра моросил не переставая. Однако дядька старательно протер стекла, дверные ручки и опознавательные шильдики -- Ford, V8, Vairogs.
Последнее слово переводится с латышского как "щит". Смысл эмблемы V8 объяснять едва ли стоит. Что же касается имени Ford, то в 30-е годы прошлого столетия оно просто было синонимом слова "автомобиль".
ДАЛЕЕ - ВЕЗДЕ. Еще за три года до появления в Детройте первого автосборочного конвейера, Генри Форд начал выпускать свои машины за рубежом. В 1911 году, в самый разгар производства модели T, он арендовал помещения в Трэффорд-парке Манчестера, где начал сборку "Жестянок Лиззи". Затем в 1931 году в Дагенхэме он построил завод по выпуску автомобилей Ford, специально сконструированных для английского рынка. В Германии сборка Ford T впервые началась в 1925 году, а спустя шесть лет в Кельне был построен целый завод -- на нем начали делать "Форды" модели B, позднее получившие торговое название Rheinland. При непосредственном участии заокеанского миллионера был возведен Нижегородский автозавод в СССР. В середине 30-х сборочные предприятия Ford Motor Co уже существовали в Бразилии, Мексике, Швеции, Финляндии и других странах. Не обошел он вниманием и независимую Латвию. По договору с латвийским государственным акционерным обществом Vairogs в Риге была налажена сборка трехтонных грузовиков Ford V8, небольших полутонных пикапов, а также двух легковых машин -- маленького Ford 10 Junior De Luxe, который производили в Великобритании, и так называемого "большого" Ford V8, производимого в США.
У КОГО БОЛЬШЕ. В свое время консерватизм Генри Форда приводил в изумление многих. Некоторых конструкций, уже давно принятых в мире, он просто не признавал. Сюда относились тормоза с гидравлическим приводом или продольные рессоры... Однако именно эта нестандартность решений часто приносила концерну успех. Так случилось и в 1929 году, когда Форд собрал своих инженеров и сказал им примерно следующее: "Наши конкуренты, в частности "Шевроле", переходят на шестицилиндровые двигатели. Стало быть, этот путь для нас закрыт. У наших машин цилиндров будет восемь".
В мае 1930 года был готов первый экспериментальный V8, в ноябре -- второй, за ним последовали другие. Для выпуска этих двигателей была пересмотрена существовавшая технология литья, новая позволила сэкономить время и повысить прочность и надежность деталей. Литой коленвал, впервые в истории разработанный и сделанный на заводе "Форд", стал одним из самых важных достижений американской промышленности в 30-е годы.
Двигатель имел развал между блоками в 90 градусов. Поршни были обработаны алюминиевым сплавом, а распредвал вращался в трех подшипниках. У мотора были саморегулирующиеся клапаны, коренные подшипники были залиты износостойким баббитом. Плюс карбюратор с падающим потоком и система охлаждения с термостатом и водяным насосом. Цилиндры отливались за одно целое? с картером и кожухом маховика, поэтому двигатель получился очень компактным и свободно размещался под капотом автомобиля, спроектированного для четырех "горшков".
Мотор Ford V8 развивал 65 л.с. при объеме 2,2 литра. Среди всех дешевых и средних автомобилей, выпускавшихся тогда в Америке, удельная мощность "Форда" была самой высокой. Ford весил в среднем на 175 кг легче своих восьмицилиндровых конкурентов, таких как Oldsmobile, Pontiac или Willys. Более того, он был легче любого другого четырех- или шестицилиндрового автомобиля в классе цен до $1 тыс. Не удивительно, что по хорошей дороге он легко разгонялся до 130 км/ч.
ДЕТРОЙТ--РИГА. Новый Ford V8 в первый день его демонстрации увидели по всем Штатам пять миллионов американцев. Самым первым из непосвященных стал, говорят, вагоновожатый трамвая, проезжавшего мимо "фордовского" демонстрационного салона. Приметив выкатившийся из ворот наглухо зачехленный предмет на четырех колесах, он мигом сообразил, что это такое, выскочил из вагона, за ним выпрыгнул кондуктор, а за кондуктором и пассажиры -- все вместе понеслись в демзал, где машину уже начали расчехлять. За первый день демонстрации было собрано сто тысяч заказов на новый Ford V8! Именно этой модели и предстояло в конце 30-х покорить мир вообще и Латвию в частности.
Некоторые полагают, что Ford Vairogs собирали в тех же цехах и на том же оборудовании, что и не менее знаменитый "Руссо-Балт". Это не так. "Руссо-Балт" выпускался на Рижском вагонном заводе, что на улице Валмиерас. Во время Первой мировой войны все оборудование было эвакуировано в Россию. Vairogs же собирали на бывшем заводе "Феникс", построенном на улице Бривибас еще в 1895 году, где в начале XX века строили железнодорожные вагоны и трамваи.
Рамы, детали ходовой части, двигатели в сборе, а также кузовные панели прибывали из США прямо в Рижский морской порт. На "Вайрогсе" для сборочных нужд было оборудовано две с половиной тысячи квадратных метров производственных помещений. Сборка была организована по упрощенной конвейерной схеме -- каждый автомобиль проходил через тридцать пар рук монтажников. Здесь же -- покраска и даже горячая сушка. Рядом на швейных машинах прострачивали чехлы для сидений. Персонал работал местный, рижский. Правда, инженерно-технический состав учился на филиале "Форда" в Копенгагене. Руководил производством Паулс Баронс, внук знаменитого в Латвии фольклориста Кришяна Баронса.
LONG LIFE. В Америке Ford V8 предлагался в нескольких кузовах, включая двух- и четырехдверные седаны, купе и кабриолеты. Последние в Латвии не были популярны -- там часто бывает слишком ветрено и дождливо. Как и в Штатах, латвийский покупатель мог выбрать между 60 и 85 л.с., однако последним мотором комплектовалась модификация De Luxe, которая стоила целое состояние -- 7850 латов. Кроме того, контракт "Вайрогса" с "Фордом" предполагал, что покупателям в Латвии будут доступны те же опции, что и заокеанским счастливчикам. Для Ford V8 Vairogs модели 81 Standart они были таковы: дополнительные клыки на переднем и заднем бамперах, радиоприемник, отопительная установка, часы, коврики, боковые наружные зеркала, противотуманные фары, блокировка дверных замков с места водителя, внутренние зеркала на противосолнечном козырьке, выпуклые колесные колпаки, белые вставки на шинах, хромированные рамки для номерных знаков, а также стильные выштамповки на передних крыльях.
Должны были коснуться "Вайрогсов" и все модернизации, которые претерпевала американская версия машины. Так, в 1939 году на автомобиле впервые появились тормоза с гидроусилением.
ЩИТ И МЕЧ. Торговали "Вайрогсами" не только в Риге -- приобрести их можно было в Лиепае, Мадоне и Валмейре. Причем, как и любой другой " Форд ", " Вайрогс " уже тогда можно было купить в кредит! Автомобиль, конечно же, стоил дороже, чем в США, но зато на 10--15 процентов дешевле конкурентов, продававшихся в Латвии. А здесь были представлены дилерами все крупнейшие американские и европейские автопроизводители. Самыми популярными кроме Ford были Chevrolet, Opel, Renault и Fiat. Иными словами, позволить себе Vairogs могли все, кто вообще мог позволить себе автомобиль. Поэтому на такой машине ездил и уже упомянутый руководитель автосборочного предприятия Паулс Баронс, и сельский врач из Добеле, имени которого история для нас не сохранила.
Перед самой войной Vairogs по спецзаказу выпустил партию семиместных лимузинов с удлиненной на 70 сантиметров колесной базой для государственных учреждений и такси. А летом 1940 года Латвия была занята Красной Армией, и Vairogs, конечно же, был национализирован, а по сути -- перестал существовать: гражданам социалистической страны больше пристало ездить на трамвае.
Спустя годы, когда сотрудники американского Ford Museum обнаружили, что автомобили этой марки собирались в Латвии, а несколько экземпляров даже уцелели и прекрасно отреставрированы, они очень удивились. Еще бы. На Vairogs за пару лет удалось собрать около трехсот легковых машин и порядка тысячи грузовиков. А общий тираж всех выпущенных к тому времени автомобилей марки Ford перевалил за 30 миллионов.


FORD VAIROGS STANDARD'81 FORDOR SEDA
Количество дверей, мест 4/6
Число/расположение цилиндров 8/V-образно
Рабочий объем (куб. см.) 2229
Мощность (л.с. при об./мин.) 60 при 3500
Длина/ширина/высота (мм) 4700/1650/1600
Максимальная скорость (км/ч) 120
Расход топлива (л/100 км) 11,1



ТЕКСТ АЛЕКСАНДР НОВИКОВ, ГРИГОРИЙ МИТИН, ФОТО ДМИТРИЙ НОВОКРЕЩЕНОВ


МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН ПРИ СПОНСОРСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ МОСКОВСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА FORD MOTOR CO.
АВТОМОБИЛЬ ПРЕДОСТАВЛЕН НА СЪЕМКУ РИЖСКИМ МОТОР-МУЗЕЕМ.
Владелец фотографий
Журнал " Автопилот" о Латвийском форде
На главную





Яндекс цитирования
Rambler's Top100
Хостинг от uCoz