|
Идея создания «народного автомобиля» будоражила умы немецких конструкторов еще в первые годы ХХ века. Однако к началу 30-х годов разработка дешевых, экономичных моделей без преувеличения стала для германского автопрома вопросом жизни и смерти. Великая депрессия, поразившая едва оправившуюся от военных потрясений Германию, вновь превратила автомобиль в непозволительную роскошь. Многие компании разорялись, другие бросали все силы на создание доступного покупателям средства передвижениПлоды своих трудов автомобилестроители представили на Берлинском автосалоне 1934 года, превратившемся в настоящую выставку автомобилей для народа. Готовые к серийному производству прототипы продемонстрировали Opel и Adler, Hanomag и BMW. Свой вариант народного автомобиля был даже у Mercedesя.. | |
Рисунок Адольфа Гитлера: таким ему виделся "народный автомобиль"
|
Сначала Фердинанд Порше представил фюреру модель жука. Реакция была положительной...
|
Потом Фердинанд Порше лично усадил фюрера за руль самого первого KdF.Машина была кабриолетом и очень понравилась...
|
Так понравилась, что Гитлер, от имени немецкого народанаградил Фердинанда Поршевысокой правительственной наградой
|
Первые гражданские "жуки"не имели окна заднего обзора
|
Но были "жуки" и военного предназначения разведывательный "Кюбельваген 82"-
|
По окончании войны Фердинанд Поршеза выполнение личного заказа фюрера- создание "народного автомобиля" - провел два года в заключенииработая простым конструктором на заводах Renault (Франция) ,
|
ВСЁ НАЧАЛОСЬ С РИСУНКА ГИТЛЕРА
Открывая Берлинский автосалон 1934 года, Адольф Гитлер призвал автоиндустрию Германии создать экономичный автомобиль -- для каждого, кому удалось накопить сумму, достаточную для покупки мотоцикла. Не требующий больших затрат на бензин и ремонт, он должен был стать подлинным "народным автомобилем".
Но не спешите с выводами -- легендарный "Жук" не был порождением "партийных директив". Даже тысяча, сотни тысяч гитлеровских директив никогда бы не сделали "Жук" тем, чем он стал. Для этого был необходим талант изобретателя, умение мастера и одержимость энтузиаста. Всеми этими качествами в избытке обладал Фердинанд Порше . "Жук" (Beetle) фирмы " Фольксваген " (VW) был первым автомобилем, импортированным в Америку, и первым предметом контркультуры.
В 1950 и 1960 годах американцы могли голосовать долларом против диктатуры Детройта - особенно против его одержимости наращивать мощности и изощренность формы корпуса. Казалось, детройтских автомобилестроителей совершенно не заботило качество машин.
"Жук" был сконструирован Фердинандом Порше (Ferdinand Porsche), блестящим инженером-проектировщиком автомобилей. Он родился в Австрии в 1875 году и построил несколько мощных и элегантных автомобилей, включая "мерседес". Он переходил из фирмы в фирму по той причине, что его бестактность равнялась его одаренности. Его неприкрытое презрение к недальновидным и скаредным владельцам автомобильных компаний не вызывало любви управляющих.
В конце концов Фердинанду Порше надоело унижаться перед тупоголовыми хозяевами, и он основал собственную конструкторскую фирму. Порше был большим поклонником американского автомобилестроителя Генри Форда и мечтал создать недорогой, но надежный "народный автомобиль", вроде фордовской "Модели Т".
В 1930 годах Порше отправился в Америку, чтобы познакомиться с Фордом и осмотреть его заводы. Он рассказал Форду о своих планах и предложил соревнование.
-Если кто-то сумеет построить автомобиль лучше и дешевле, чем я, то так мне и надо,- ответил Форд.
Порше решил, что его "фольксавто" (volksauto) будет автомобилем совершенно новой конструкции, а не уменьшенной копией существующих машин. Он придал машине каплеобразный контур для увеличения КПД. Кроме того, переделал некоторые детали, которые казались ему слишком тяжелыми и дорогостоящими. Громоздкие пружины уступили место новой системе подвески, тяжелое шасси заменили рамой из листового металла, гофрированного для увеличения жесткости. Небольшой двигатель с воздушным охлаждением Порше разместил сзади, что увеличило силу тяги, снизило стоимость и устранило горб в полу пассажирского салона. В это время к власти в Германии пришел Адольф Гитлер . Он был большим любителем автомобилей, хотя так и не научился водить машину. Он с восторгом относился к "мерседесу" и гоночным машинам Порше, которые своими победами на соревнованиях поднимали престиж Германии. Вскоре, после избрания его канцлером, Гитлер выдвинул амбициозную программу улучшения германских шоссейных дорог. Он упростил процедуру получения водительских прав, снял налоги на автомобили и стал произносить речи, предлагая автомобилестроителям взяться за разработку дешевой автомашины для рабочих.
"Трудолюбивые германские рабочие,- грохотал он с трибуны, - не должны добираться до рабочего места пешком или на велосипеде. В условиях Национального Социализма они все будут иметь собственный "фольксваген" - народный автомобиль". Несмотря на эти увещевания, консервативно настроенные германские промышленники скептически относились к рентабельности такого автомобиля.
Порше искал в этот период спонсора и наконец нашел его... в лице нового германского канцлера Адольфа Гитлера . Гитлер приказал Ассоциации автомобильной промышленности финансировать конструкторское бюро Порше, чтобы разработать народный автомобиль розничной ценой не больше 360 долларов. Аполитичный Порше был счастлив от такой поддержки. Он быстро собрал 33 автомобиля и устроил их испытания. Машины прошли 1,8 млн миль без серьезных неисправностей.
К тому времени, о котором пойдет речь, Порше имел более чем тридцатилетний опыт работы в автомобилестроении и, в частности, в конструировании гоночных автомобилей, где он добился феноминального успеха: в 20-30-х годах во всей Европе, наверное, не нашлось ни одного автомобильного соревнования, где не победил бы автомобиль, над которым работал Фердинанд Порше . Приобретаемые с постройкой каждого автомобиля известность и авторитет в автокругах давали возможность Фердинанду Порше в апреле 1931 года открыть свое собственное конструкторское бюро.
Летним днем 1934 года в одном из залов отеля "Кайзерхов" в Берлине состоялась деловая встреча, положившая начало истории любимого многими автомобиля. Собеседников было двое, причем один из них был только что пришедший к власти в Германии - Адольф Гитлер - он был четок и немногословен. Он выдвинул требование: создать для немецкого народа крепкий и надежный автомобиль, который собирался бы на новом, олицетворяющем новую Германию, заводе, а его продажная цена не превышала бы 1000 рейхсмарок.
На листке бумаги он накидал простенький рисунок, обозначил основные пункты программы и попросил подобрать конструктора, кто будет нести ответственность за исполнение правительственного заказа.
Вторым собеседником был Якоб Берлин, коммерческий директор "Даймлер-Бенц" - он внимательно выслушал Адольфа Гитлера и через несколько дней предложил кандидатуру исполнителя. По его мнению этот заказ мог исполнить только один человек - Фердинанд Порше.
Тогда, в соответствии с господствующей идеологией и терминологией, слово "народный" не означало для нацистов экономичный, простой, доступный для всех. Понятие "фолькс" несло совершенно иную смысловую нагрузку. Оно обозначало "немецкий народ, чистую немецкую расу" и, таким образом, еще раз подчеркивало всю спесь и высокомерие правителей третьего рейха.
В итоге двухгодовалых усилий на свет появился VW Kafer - предшественник всемирно известного "Жука". "Жуком" (The Beetle) его презрительно назвали американцы. Для производства этого автомобиля была построена фабрика в городе Вольфсбурге, а в 1938 г. создана фирма "Volkswagenwerk GmbH".Гитлер понял, что не стоит полностью зависеть от капризов частного сектора. Он решил, что правительству следует самому производить автомобили. Так появилась фирма под названием "Общество по разработке германского народного автомобиля, ГмбХ".
26 мая 1938 года рейх заложил первый камень в здание завода "Фольксвагенверк" в 50 милях к востоку от Ганновера. Там было намечено воздвигнуть суперсовременный город и производственные цеха. Гитлер провозгласил, что отныне автомобили будут называться "Крафт-дурьх-Фройде Ваген" (Kraft-durch-Freude Wagen - сила через радость). 26 мая 1938 В городе Вольфсбург Адольф Гитлер самолично заложил первый камень под заводскую новостройку - "Фольксваген".
Тем временем правительство объявило программу займа: граждане Германии могут вложить пять или более рейхсмарок в неделю и таким образом предварительно оплатить свою будущую автомашину. Бюджет рейха сразу же обогатился на 67 млн долларов, а 336 668 немцев преисполнились радостью, что они будут иметь собственный автомобиль, но в действительности лишь немногие получили машину: всего было собрано только 210 фольксвагенов "Сила через радость". Их отдали большим шишкам нацистской партии, а вскоре завод перешел на выполнение военных заказов. (После войны граждане Германии, вовлеченные в авантюру с покупкой автомобиля, подали судебный иск, и в 1961 году суд постановил: либо внести значительную доплату для покупки нового " фольксвагена ", либо согласиться на получение внесенных ранее денег, но в меньших размерах.)
Во время войны рабочими стали рабы из концентрационных лагерей; предприятие выпустило около 70 тысяч "кюбельвагенов" (Kubelwagen - аналог "джипа") и вездеходов-амфибий "швиммкюбель" (Schwimmkubel), а также различные детали для самолетов. Кроме того, на заводе изготавливали печки из листового металла для солдат на Восточном фронте.
ДАЛЬШЕ
|